Популярные сериалы и тема проституции: «Поза»

В 2021 году производители известного американского сериала «Поза» (Pose) обещают выпустить егодолгожданный третий сезон. СМИ нередко называют «Позу» первым трансгендерным мюзиклом. Чем же тогда этот сериал привлёк внимание портала «Нинтим» и почему его стоит смотреть совершенно разным зрителям? Продолжаем рассказывать о популярных сериалах (первую публикацию нашего цикла можно прочитать здесь). 

Роскошные балы и тяжелые будни

Премьера первого сезона «Позы» состоялась в 2018 году и вызвала настоящий фурор. Режиссёр «Американской истории ужасов» и многих других известных сериалов Райан Мёрфи с привычным ему размахом  и стремлением обращать внимание зрителя на те явления, которые долгое время скрывались и скрываются за стереотипными фасадами общества,  решил показать то, какой была жизнь трансгендерных людей в Нью-Йорке 80-х годов прошлого века. Если прежде этот город чаще всего представлялся в кино как красивое место для клерков и банкиров, то здесь мы видим настоящий андеграунд со всеми его особенностями.

Героини «Позы» – трансгендерные артистки, настоящие королевы подпольного ЛГБТ-сообщества. Но их жизнь – не только баллы, на которых они предстают в роскошных нарядах. Это постоянный поиск денег, полицейские облавы, наркотики, проституция и многие другие элементы жизни нью-йоркского андеграунда того времени.

В этом сериале нет главных и второстепенных героинь. Зритель видит переплетение судеб самых разных начинающих и опытных артисток, многие, из которых принадлежат к «домам» – так называют коммуны, которыми живут эти жительницы Нью-Йорка. Между этими «домами» возникают войны – все артистки хотят быть лучшими и неповторимыми. При этом нахождение в «доме» даёт дополнительные ресурсы, без которых можно оказаться на улице.

Таким образом, «трансгендерный мюзикл», где много танцев и блёсток, можно с уверенностью назвать одновременно и  остросоциальной драмой. И немаловажное место в этом занимает тема вовлечения в проституцию, показанная в «Позе».

Ещё раз про транс-проституцию

Год назад на «Неинтиме» уже выходил материал под названием «Без статистики и будущего: о трансгендерной проституции в России» . В нем показана схема того, как и почему такие девушки вынужденно начинают заниматься сексом за деньги, где находят покупателей и многое другое. И если в нашей стране этой теме уделяется очень мало внимания (материал «Неинтима» чуть ли не единственная актуальная публикация об этом), то в Европе и США транс-проституция стала центральной темой многих книг и фильмов. Что нового рассказала «Поза»?

По мнению руководительницы Кризисного центра для Женщин Елены Болюбах, «Поза» повествует о трансгендерной проституции без какого-либо надрыва. «Герои точно такие же, как и обычные люди. У Альмодовара, Гаса Ван Сента и других режиссёров, которые подходили  в разное время к теме трансгендерной проституции, сразу же добавляют какой-то надлом. Если речь идёт о трансгендерной проституции, то сразу должен быть героин, полный упадок, оголённый нерв. В «Позе» всё не так – перед нами будто бы обычные люди. В героях много всего кроме проституированности. Она здесь будто бы фон, как одно из обстоятельств, которое с одной стороны выглядит логичным, а с другой стороны из него можно попытаться  выйти. Ты не воспринимаешь персонажей, вовлеченных в проституцию, как тех, кто скоро умрёт,», – делится мнением Елена Болюбах.

«Хотя важно, что  всё это происходит с ними в реальности, и мы это видим на экране: героин, опасность, риски, заболеваемость, отсутствие выбора иной, менее опасной среды и деятельности,  и многое другое, что является атрибутами вовлечения в проституцию,  – такими сценами изобилуют серии. Парадоксально, что  при избытке в сериале действительно душераздирающих  сцен, – чаще  их настроение- все же   не упадок, а надежда – отмечает менеджерка проектов Кризисного центра для Женщин Анастасия Чуваева,  – и отвечая на вопрос о том, почему «Позу» интересно и важно смотреть широкой публике, в какой-то момент ты просто забываешь о том, что эти герои – представители узкой субкультуры Америки, причем уже даже  не нашего века,  – и причина этого не только красиво рассказанная история, но и универсальность переживаний, чувств и эмоций героев: ты воспринимаешь их не как  неких экзотических фриков со стороны, а видишь в них  просто   людей, сопереживаешь им, чувствуешь сопричастность. Вообще, Райану Мерфи и его команде  во многих  работах, на мой взгляд,  удается последовательно придерживаться поистине миротворческой миссии, стараясь дестигматизировать целые группы, которые традиционно были закрыты, уязвимы, подвергались нападкам или  исключению из так называемого «приличного» общества за свою инаковость,  – показывая то, что это прежде всего люди, и такие же люди как все остальные, расширяя границы мировоззрения, и пытаясь стереть почву для несправедливо враждебного стереотипного отношения. Российскому зрителю точно важно посмотреть «Позу».

При этом процесс того, как героини попадают в проституцию, показан в «Позе» без особых прикрас. «Этот сериал очень чётко демонстрирует механизм вовлечения в проституцию, – добавляет Анастасия Чуваева. – Если отбросить всю атрибутику, то он универсален во всех видах эксплуатации. Зрителю становится понятно, почему эти люди оказываются вовлечены. Если раньше человек, не посмотревший этот сериал, мог рассуждать о трансгендерных людях в негативном ключе («ой, да они все по своей природе такие»), то посмотрев, возможно, возникнет вопрос, как так получается и почему».

Шанс

Есть в сериале и романтическая линия. Это не ванильная сказка, а то, что вполне могло бы произойти на самом деле. Речь о страстных, но обреченных отношениях женатого менеджера империи Трампа Стэна Боуэса и проституированной транс-женщины Энджел.

В одной из сцен он признаётся ей: «Я покупаю то, что мне не по карману, и ничем не владею. И не живу. Я не верю. Только коплю. Я — ходячий бренд. Белый мужчина среднего класса. Но ты — та, кто есть. И — несмотря на то, что от тебя из-за этого отказался весь мир. Это я играю в маски. Разве так неправильно хотеть быть с той, кто в них не играет? Быть с той, кто точно реален. Тема социального неравенства и подавляемого желания быть собой проходит через все серии сквозной нитью.

«И все же, при всем вышеописанном, всериале проституция не показана как точка невозврата. Нет посыла о том, что если ты вошёл в неё, то всё – готовься к скорой смерти, – отмечает Елена Болюбах. -Хотя показана вся жесткость механизма вовлечения, нет никакой романтизации проституции. Но ты смотришь на героя и понимаешь, что у него есть шанс выбраться, есть надежда на это». 

Таким образом, перед нами пример того, как можно рассказать о проституции честно и откровенно, не превратив это в нечто максимально пессимистичное. Но можно ли советовать его тем, кто оказался в ситуации, с которыми сталкиваются героини сериала? Может ли этот сериал помочь тем, кто хочет выйти из проституции, дать надежду? 

Елена Болюбах отмечает, что «Позу» очень легко рекомендовать к просмотру – это тот сериал, за который не стыдно. «Но я бы скорее рекомендовала его обычным зрителям, потому что «Поза» делает трансгендерныхгероев гораздо ближе и понятнее. В этом сериале у них нет экзотизации. Да, это закрытая группа, то группа людей, чьи проблемы могут быть похожи на проблемы других людей. Зритель сопереживает им, не думая об их трансгендерности – просто как мужчинам и женщинам», – отмечает руководительница Кризисного центра для Женщин.​

В следующем году мы продолжим знакомить вас с другими сериалами, которые затронули тему проституции. Следите за «Неинтимом»!

Читайте также: