Кризисный центр проведёт тренинг для СМИ о языке вражды

Уважаемые представители СМИ Петербурга и Ленобласти! Приглашаем вас на тренинг-дискуссию “Как писать корректно и остаться в топе “Яндекса”. Гендерная чувствительность и “язык вражды”.

Одно из направлений работы “Кризисного центра для женщин” – это исследование современного российского медиаполя и противодействие “языку вражды” в СМИ. Любое насилие начинается со слова, и мы готовы это доказать, исходя из нашей ежедневной работы и историй обратившихся к нам за помощью женщин.

Мы считаем, что освещение нашей деятельности, работы других инициатив, оказывающих разнообразную помощь различным уязвимым группам, не только в традиционных СМИ, но и в новых медиа, напрямую влияет на изменение тональности материалов о проблемах различных сообществ, сталкивающихся с дискриминацией.

Нам принципиально важно делать посильный вклад в формирование ненасильственной культуры языка, объяснять, почему мы используем явную и скрытую “лексику ненависти” в коммуникации, особенно в отношении уязвимых групп, и почему важно перестать это делать не только медиаспециалистам, но также нашим коллегами из некоммерческого сектора, представителям госучреждений и активистского сообщества. На протяжении прошлого года мы проводили тренинги по гендерной чувствительности и “языку вражды” для разных специалистов и та обратная связь, которую мы получили, лишь подтверждала актуальность и необходимость подобных просветительских практик.

Нас неприятно удивил материал, вышедший в петербургском издании Фонтанка.ру, автор которого решился на “смелый журналистский эксперимент” или “журналистское расследование” (жанровое соответствие вызывает вопросы) и обманным путем попал в male-free кафе “Симона” на базе городской социально-культурной инициативы Рёбра Евы / Eve’s Ribs, надев женские вещи и представившись женщиной. При этом, в материале автор признается, что не является трансгендерной женщиной и цель была одна – попасть в пространство, созданное для женщин и посмотреть на него “мужским взглядом”.

Материал содержит явную и скрытую трансфобную и сексистскую риторику. Принцип получения информации ставит под угрозу безопасность существования кафе, созданного для того, чтобы дать женщинам возможность почувствовать себя в ненасильственной, дружеской атмосфере, с практически нулевым потенциалом психологического и физического насилия, часто встречающегося в кофейнях, барах и ресторанах со стороны мужчин. Не случайно в прошлом году наши специалисты провели два тренинга “Бары без насилия” для персонала городских заведений с целью профилактики подобных случаев в отношении женщин и формирования безопасной атмосферы и социальной ответственности малого бизнеса.

Кроме того, проанализированный негативный резонанс, полученный после выхода материала позволяет нам утверждать, что конечная редакционная цель была коммерческая – увеличение траффика, посещаемости сайта и других показателей за счет ожидаемой реакции со стороны сообществ на фоне общего повышенного внимания к проекту “Ребер Евы”.

Таким образом, эти факторы доказывают, что материал противоречит принципам журналистской этики и ненасильственной коммуникации.

Тем не менее, мы понимаем и принимаем во внимание то, что на “Фонтанке” выходили и продолжают выходить качественные и полезные материалы, действительно важные журналистские расследования и аналитика. Это одно из крупнейших и знаковых петербургских медиа, известное не только в нашем регионе, но и за его пределами. Мы верим, что принципы журналистской этики известны и не чужды специалистам издания, и мы хотим, чтобы именно они были в основе производства любых материалов.

Однако, в данном случае, мы видим непонимание, почему же описанный выше материал подвергся резкой критике и не воспринимается “с юмором”, как его можно было сделать лучше и даже почему вообще можно было не выпускать. И мы готовы это объяснить не только специалистам “Фонтанки” и автору материала в частности, но и представителям других изданий Петербурга и Ленобласти.

В связи с этим мы решили всех желающих журналистов и редакторов СМИ Петербурга и Ленобласти пригласить на специально разработанный бесплатный тренинг “Как писать корректно и остаться в топе “Яндекса”. Гендерная чувствительность и “язык вражды”. Мы обещаем вам интересную и вовлеченную работу, площадку для дискуссии, по результатам которой посещаемость ваших СМИ, как минимум, не упадет, а ваши профессиональные навыки станут еще обширнее и этичнее. Вести событие будут специалисты “Кризисного центра для женщин”. Тренинг включает теоретическую, практическую и дискуссионную части.

Мероприятие состоится 20 марта. Заявки принимаются до 15 марта включительно.

Все вопросы можно задавать специалисту по связям с общественностью и СМИ Борис Конаков, а также по электронному адресу info@crisiscenter.ru

Читайте также: