Психологини Кризисного центра о профессиональной этике

В пятницу, 15 ноября, Елена Болюбах и Елизавета Великодворская поговорили с коллегами об этике в кризисном консультировании. Много психологов, психотерапевтов и психиатров собрались на II Случаевских чтениях в Клинике Неврозов имени Павлова — и в этом году общей темой была выбрана профессиональная этика.

Нередко встречается мнение, что психолог должен не называть насилие насилием первый, а следовать за тем, как выражается и определяет себя клиент. Наша практика показывает, что как правило пострадавшей женщине очень трудно самой и подобрать слова о том, что с ней произошло, и назвать произошедшее «веским и страшным» словом. Вот как обычно говорят клиентки:

– «У меня есть маленькая проблемка, мы с мужем иногда деремся, такая темпераментная пара.»
– «Когда мы с мужем спим вместе, я часто делаю это через силу. Скажите, а как найти сексолога, я не знаю, что делать, чтоб у нас не было этих трудностей.»
– «Не уверена, что мне к вам, у меня не все так плохо, но эта тема меня тоже касается.»

Клиентка может рассказывать о своей ситуации таким образом довольно долго, со смущенными смешками, с большими паузами или наоборот “проглатывая слова”, в общем — с явно слышимыми сложностями. Между собой в нашем Кризисном центре мы называем такое разговорами «про это» — консультантки часто замечают, что рассказывая по сути о насилии, женщина говорит иносказательно или просто повторяет «это», «эта тема», «эта проблема». Кто же тогда произнесет это слово «насилие», если не кризисная консультантка?

Когда у специалистки есть серьезные основания считать, что жизнь и здоровье клиентки в опасности, то это ее задача — прояснить ситуацию, в том числе используя слово «насилие» и раскрывая его значение. Возможно она будет первым человеком в жизни клиентки, который не только расскажет о разнице между семейным конфликтом и домашним насилием, но и подтвердит опасения клиентки, что они не беспочвенны, что ей не показалось.

Читайте также: